Психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления - Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения:
1) семантики предложения;
2) грамматической категории;
3) типов лексического значения;
4) связи языка с личностью и народностью;
5) языка как культурно-исторического явления
Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр
Психологические школы конца XIX - первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы:
1) языка и речи;
2) языковых функций;
3) структурности языка и речевой деятельности.
Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики.
Американская психолингвистика опирается:
1) на дескриптивное и трансформационное описание текста;
2) на бихевиористскую психологию, в частности, на "трехуровневую модель поведения" Осгуда;
3) на теорию информации (математическую теорию связи).
Основными школами лингвистического психологизма являются:
1) этнолингвистика;
2) психологическая социология языка;
3) семантический психологизм;
4) психологический структурализм;
5) психология речи;
6) психолингвистика.